Одно удовольствие красить качественными красками Dulux

Маргинальная революция

Наши спонсоры:

Обращаясь к периоду «маржиналистской революции», отмечаем, авторы теории предельной полезности, — К. Менгер, У. Джевонс и Л. Вальрас, — рассматривали полезность товара как «функцию количества этого товара, не зависящую от количества других потребляемых товаров», но точная форма этой функции осталась за границей их научного интереса.

Очевидно, авторы теории предельной полезности объединяли в термине «полезность» два ценообразующих фактора: потребительную стоимостьи общественную потребительную стоимость, т.е. способность количественно удовлетворять платёжеспособный спрос на данный товар. Оба ценообразующих фактора действительно влияют на цену, на так называемую полезность или ценность вещи, но смешивать их методологически некорректно.

К. Менгер понимает полезность как «годность предмета служить удовлетворению человеческих потребностей и потомуявляется общим условием характера благ». Как один из авторов теории предельной полезности, он считал существование полезности, как само собой разумеющийся факт, высказывая критические замечания в адрес тех исследователей, которые «не приписывая неэкономическим благам меновой ценности всё же приписывают им потребительную»; свидетельствовал о том, что различает понятия «потребительская ценность» и «полезность»: «некоторые новейшие, экономисты стремятся вообще изгнать понятие потребительной ценности из нашей науки и заменить его понятием полезности, то это объясняется непониманием существенного различия между обеими вышеуказанными понятиями и явлениями жизни, лежащими в их основании».

Это подтверждает и сам К. Менгер; на полях его сочинения мы знакомимся с позицией в отношении понятия «полезность», которую защищает Э.Б. Кондильяк: «Говорят, что вещь полезна, когда она служит некоторым из наших потребностей. На основании этой полезности мы придаём ей большее или меньшее значение. И это значение есть то, что мы называем полезностью».

Вместе с тем, К. Менгер отмечает важную для этого случая деталь. В то время как у Э.Б. Кондильяка мерой потребительной ценности является затрата трудовой силы человека на производство благ, у Тюрго таковой является степень полезности.

Далее перейдём к «фокусу экономических связей»— цене. В структуре нашего исследования — это ключевое понятие, а механизм определения цены составляет основу всей работы. Мы пытаемся понять феномен цены применительно к банкам и найти приемлемые, объяснимые, с точки зрения теории и складывающейся практики, ответы на множество вопросов, предстающих перед нами в том, либо ином виде.

Мы определённо озадачены тем, чтобы учесть многообразие взглядов учёных, экономистов, представляющих различные школы и исторические периоды; критически подходим к различным, нередко полярным мнениям. Нацеленность данного раздела состоит в том, чтобы обозначить палитру научных взглядов в отношении понятия «цена», представляющую для нас, — в противоположность, например, позиции К. Менгера, защищающего тезис: «Цены, или, иными словами количества благ, входящие в явление обмена, хотя и навязываются с особенной силой нашему вниманию и поэтому составляют самый обыкновенный предмет научных исследований, тем не менее не представляют собой существенного в явлении обмена», — крайне важную экономическую категорию.

Дата: 14 января 2014



 


 
Рейтинг@Mail.ru