Дизайнеры выбирают краски Dulux

Община и первичная религия

Наши спонсоры:

Основными институтами поддержания нравственной системы были семья, община и первичная религия. Выделялись в системе разделения труда жрецы, шаманы как хранители духовных ценностей. Однако ни государства, ни права еще не было, хотя их элементы вызревали в протогосударствах.

Великая нравственная революция — переворот в системе нравственных цейностей произошла в следующую эпоху, в период становления раннеклановой мировой цивилизации. Возникновение государства и права, узаконение частной и государственной собственности и рабовладения, деление общества на классы, превращение войн в важнейшую функцию государств, становление локальных цивилизаций первого поколения в долинах великих исторических рек и на морских торговых путях — все это коренным образом изменило условия существования и развития человечества, привело к утверждению норм нравственности, во многом являвшихся антиподами преобладавшей до того системе нравственных ценностей. Деление ца «свой — чужой» получило четкие очертания: свой — в пределах данного государства, чужой — представители враждебных государств и догосударственные племена. Моральным считалось убить чужого или захватить, принести в жертву или превратить в раба, лишенное всех прав «говорящее животное». Священной и неприкосновенной становилась собственность правящей верхушки и частная собственность. Важнейшие нормы нравственности, отвечавшие интересам нового строя, объявлялись законами, нарушение которых строго каралось (кодекс Хаммурапи, законы Древнего Египта). Законы охраняли торговлю, объявляли государственной монополией чеканку монет, регулировали сложную сеть имущественных отношений. Укэеплялась власть жрецов в поддержании и охране нравственных устоев общества, нередко между государством и жрецами велась борьба за власть.

Сложившаяся в этом суперисторическом цикле система нравственных ценностей начала проявлять признаки кризиса уже во

II тысячелетии до н. э., в так называемое, по Карлу Ясперсу, осевое время, когда были заложены основы новой системы ценностей. Это нашло выражение в появлении буддизма, конфуцианства, позднее христианства, а в начале VII в. н. э. ислама.

Это стало предпосылками для очередной революции в системе нравственности, которая развернулась в Европе в середине I тысячелетия н. э. и положила начало очередному суперисторическому циклу нравственности, длившемуся до XVI в. н. э.

Дата: 01 мая 2013



 


 
Рейтинг@Mail.ru