Одно удовольствие красить качественными красками Dulux

Потребительская ценность

Наши спонсоры:

Стал хрестоматийным пример о «парадоксе ценности», употреблённый этим учёным при сопоставлении пользы от воды и алмаза, отражающего, по-видимому, всю меру его понимания данной категории: «Нет ничего полезнее воды, но на неё почти ничего нельзя купить, почти ничего нельзя получить в обмен на неё. Напротив, алмаз почти не имеет никакой потребительной стоимости, но часто в обмен на него можно получить очень большое количество других товаров».

В понятие «потребительная ценность» А. Смит поместил смысл не предельной полезности отдельных предметов, но полной полезности целого класса товаров, что в конечном итоге и определило его отношение к изучению категории; в дальнейшем он «отмежевался от рассмотрения потребительной стоимости», упустив при этом важную сущностную характеристику полезности— признание последней в качестве необходимого условия меновой ценности.

Аналогичных, в некотором смысле, со А. Смитом позиций в этом вопросе придерживался и Ж.-Б. Сэй, который понимал полезность как «способность известных предметов удовлетворять разным потребностям человека».

Уточняя свой взгляд на понятие «полезность», и придавая ему опредё- ленные свойства, например, способность к изменениям, Ж.-Б. Сэй, уравнивает процессы производства предметов и производства богатства. По мнению экономиста-классика «производить предметы, имеющие какую-нибудь полезность, значит, производить богатство, так как полезность предметов составляет первое основание их ценности, а ценность есть богатство».

В дальнейшем позиция Ж.-Б. Сэя относительно природы полезности не раз подвергалась критике — «Рикардо выводил стоимость из издержек производства, а Сэй — из полезности».

Ф. Бастиа, практически так же, как и Ж.-Б. Сэй, «увязывает» полезность с ценностью и рассматривает их связь как обратную; полезность как нечто, обратное ценности. Говоря о свободе хозяйственных отношений между людьми, он видит в этом процессе взаимный обмен услуг «всё понижающихся в ценности и всё возрастающих в полезности», а также различает в полезности одну из сторон капитала, который «заключает в себе две стороны: полезность и ценность».

Дата: 15 января 2014



 


 
Рейтинг@Mail.ru