Ведущие маляры мира одобряют Dulux

Социальный продукт

Наши спонсоры:

Древний человек был обречён на участие в процессе распределения. Вложив собственный труд в поиск пропитания, — выследив и убив зверя, — дикарь не думает о том, с кем ему делить добычу; он полностью потребляет плоды собственного труда, делясь только с членами рода. А что можно сказать о человеке, пытающемся удить рыбу в реке, используя лодку? Только то, что кроме труда будущий доход в виде пойманной рыбы вменяется и капиталу. И если лодка — собственность рыбака, то и рыба принадлежит только ему. Примитивная экономика дикаря, либо человека изолированного заслуживают изучения, хотя бы потому, что основные законы этой жизни действуют и в современных условиях.

Дж. Б. Кларксовершенно прав, указывая: «Жизнь Робинзона была введена в экономическое исследование вовсе не потому, что она важна сама по себе, а потому, что принципы, управляющие хозяйством изолированного индивидуума, продолжают руководить и экономикой современного государства».

Поиск и установление цен на блага совершенно естественно воспринимается как механизм формирования дохода, определяемого, «как превышение ценности готовой продукции, проданной в течение известного периода, над первичными издержками производства». «Заявив» рынку цену на блага, продавец рассчитывает покрыть понесённые расходы и получить, собственно, доход. Ж.-Б. Сэй по этому случаю замечает: «Человек в промышленности старается сообщить ценность своим продуктам, создавая для них какое-нибудь полезное употребление, и может надеяться, что его товар будет оценён и продан только там, где есть люди, имеющие средства купить его».

На практике не всегда случается так, как планирует собственник; не редки случаи, когда цена не покрывает расходы и доход от продажи блага может не состояться. С экономической точки зрения это положение объясняется тем, что «задачей и целью любого производства является потребление и интересы производителей следует принимать в расчёт только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения интересов потребителей».

На время переключим внимание на терминологию. Не секрет, что тема распределения привлекала и продолжает привлекать внимание многих исследователей; в своих рассуждениях они обращаются к различным понятиям:«доход»,«богатство»,«продукт»,«благо»,«полезность»,

«ценность». Многие отечественные авторы в этом контексте оперируют понятием «стоимость». По примеру авторов, высказывающихся в пользу нестрогих определений, в тех случаях, когда речь идёт об общих принципах, складывающихся интенциях, в наших рассуждениях о распределении преимущество будет отдано термину «социальный продукт». Термин будем применять в широком понимании; нам интересен как сам продукт, так и его денежное выражение — валовой доход, вбирающий в себя издержки и прибыль.

Дата: 31 мая 2014



 


 
Рейтинг@Mail.ru