Одно удовольствие красить качественными красками Dulux

Требования экологических стандартов

  • Наши спонсоры:

Кто же является субъектом присвоения экологической антиренты? Естественно, что им не могут быть предприниматель или ТНК, нарушающие требования экологических стандартов и ограничений, — как раз изъятие противоправной сверхприбыли выравнивает условия конкуренции на национальном или мировом рынке, ослабляет соблазны увеличить прибыль за счет хищнического использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды и создает благоприятный экономический фон, побудительные мотивы для рационализации природопользования, освоения экологических инноваций и получения на этой основе экологической ренты. «Кнут и пряник» в таком тандеме двуедины.

Общественное присвоение экологической антиренты, на наш взгляд, должно быть многоуровневым, как иерархично само гражданское общество. Можно выделить пять уровней: первичный (муниципальный), региональный, национально-государственный, межгосударственно-цивилизационный (типа Европейского союза, СНГ, НАФТА, Африканского союза и др.), глобальный. Каждый из этих уровней имеет свой круг интересов и ответственности за рациональное природопользование и состояние окружающей среды и должен иметь устойчивые источники доходов для выполнения этой функции, в том числе и прежде всего за счет присвоения определенной части экологической антиренты. Эта система сложна, она требует четкого разграничения компетенции между всеми пятью уровнями, но ни один из них невозможно исключить из общей системы, отражающей иерархический характер природопользования и иерархическую структуру гражданского общества.

Как же использовать экологическую антиренту, поступающую на каждый из пяти уровней гражданского общества? Возможны два механизма такого использования. Один, ныне широко практикуемый, — растворение поступающих платежей в доходной части соответствующего бюджета; затем в расходной части бюджета предусматриваются средства на экологический мониторинг, финансирование мероприятий по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, экологических целевых программ и проектов, содержание экологических служб, создание экологических фондов и т. п. Такой механизм чрезвычайно удобен для чиновников разных уровней, от муниципальных до международных, открывая простор для принятия решений по их усмотрению; но он лишает формирующийся экологический сектор экономики самостоятельных устойчивых источников самофинансирования воспроизводства — как простого, так и расширенного, ставит его на зыбкую почву произвола органов, утверждающих и исполняющих бюджеты соответствующего уровня. А для психологии чиновников характерно пренебрежение перспективными, стратегическими интересами в пользу нужд текущих, сиюминутных.

Дата: 11 июня 2013



 


 
Рейтинг@Mail.ru